Metamorphosis.
Это, в общем-то, обычная трехкомнатная квартира, расположенная в строящемся кирпично-монолитном доме. Общая площадь - 74 кв. м. Высота потолков, исходно - 2,6 м. Квартира двухсторонняя, с точки зрения общей планировки - абсолютно симметричная: в центре прихожая/коридор и санузлы, а справа и слева по два помещения, выходящие на разные стороны дома. Слева две примерно одинаковые комнаты, а справа кухня и гостиная. Все внутренние перегородки не несущие, и это воодушевляет на перепланировочные подвиги.
Исходная интрига перепланировки и дизайна вырастает из нескольких моментов. Во-первых, функциональность и прагматизм имеют достаточно высокий приоритет. Смотришь иногда TV-программу «Квартирный вопрос», восхищаешься дизайнерскими решениями, но как прикинешь, что в этом потом людям жить, восторги как-то несколько тускнеют. Денежные вопросы тоже не на последнем месте - всякие там криволинейные стенки и туалет посреди квартиры тоже не для нас. Итак, принцип «минимакса». С конструктивной точки зрения, это выливается в три принципиальных хода. Первый - кухня несколько увеличивается за счет гостиной. Основная тусовка, по старой доброй русской традиции, идет на кухне. Это место должно быть максимально просторно. Площадь кухни после небольшого «переезда» стены гостиной становиться 14 кв. м. Не так много, как хотелось бы, но все же. Получаем кухню-гостиную-столовую. Бывшая гостиная становиться просто одной из спален. (Всего спален нужно три по числу жильцов). Кроме этого за счет гостиной удается выкроить и небольшой кабинетик (3 кв. м. он примыкает к внутреннему пространству коридора). Это то место, где, по идее, должен царить рабочий беспорядок, в то время, как остальная квартира должна быть очищена от хлама.
Кстати о хламе (второе принципиальное решение). В квартире, исходно, напрочь отсутствуют какие-либо подсобные помещения. И хоть это сейчас не оригинально, решение находится простое - шкафы купе. Таких шкафов-купе предполагается иметь 4 штуки, в каждой комнате, плюс - в прихожей. Другая, корпусная мебель, видится в самом минимальном составе.
И, наконец, последний принципиальный момент - совершенно не устраивает узкий Г-образный коридор-прихожая, своей тесной загогулиной ведущий, мимо туалета, в кухню. Совершенно очевидно, что в нем будут постоянно все толкаться задами (особенно если туда еще впихнуть шкаф-купе). А хочется простора и свободы! Сказано - сделано. Двигаем немножко стены тех комнат, что слева и расширяем пространство загогулины коридора, опять же, за счет бывшей гостиной.
Все, капиталка закончилась! Результатом становятся три примерно одинаковые комнаты-спальни (12-14 кв. м.), один кабинет и достаточно просторный холл-прихожая (12 кв.м.), хоть и имеющий непрямоугольную форму, но уже не выглядящий как щель. При этом все двери выходят в холл – он становиться геометрическим центром, связующим пунктом всей квартиры. Именно поэтому с него предполагается начать интерьерные изыски.
Можно конечно поклеить обои с красивыми цветочками или орнаментом, бросить приятный глазу линолеум и так далее. Но хочется чего-то грандиозного и концептуального. А это как раз самое трудное. Ежу понятно, что нужна какая-то идея. Но, авитаминоз, креативу нет!
Наконец, видимо после долгой борьбы с Arkon, такая идея-зацепка находиться в получившихся визуально - геометрических свойствах помещения. А, именно, оказывается, что форма холла-прихожей, в результате принятых перепланировочных решений, обрела некую шестигранность. Далее, цепочка творческих ассоциаций через геометрию пчелиных сот выводит на мрачноватую графику Эшера, которая и становиться центральной идеей дизайна интерьера. Всем известны его гравюры, где рыбы превращаются в птиц и, одновременно, наоборот - птицы в рыб, где люди бесконечно спускаются по замкнутой сама на себя лестнице и так далее и тому подобное. Возникает желание хоть как-то воплотить эти бредовые идеи в интерьере.
Плод такой попытки перед вами. Что мы видим? Это в целом нейтральная и даже аскетическая, в духе Эшера, черно-бело-серая гамма, немного смягченная естественной коричнево-бежевой тональностью дерева отдельных элементов интерьера (все-таки там жить). Это оригинальные гравюры «Метаморфозы» самого Эшера - обрамляющие верхние части всех стен этого помещения, и от одной картины к другой, продолжающие непрерывную графическую трансформацию. Это, также, сотообразные плафоны на подвесном потолке, конструктивно выполненные в виде ромбообразных проемов, плоских ромбообразных выступов и, просто, декоративных ромбообразных же планок (все конструктивно очень просто и дешево). В силу свойств человеческого зрения и принципов Эшеровской графики они выглядят как выпуклые кубы, что должно придавать, по идее, многомерность всему помещению холла. «Кубические призмы» плафонов становятся элементом декора и одновременно комбинированными светильниками. Тема этих призм продолжается в отдельных подвесных вставках над шкафом-купе и дверью в кухню, визуально объединяя все пространство холла в единую структуру. Объем холла дополнительно увеличивается большим зеркалом шкафа-купе (тут мы ничего не изобрели). Асимметричность помещения подчеркивается диагонально уложенным рисунком пола (он задает общее направление движения в сторону кухни-гостиной) и наклонным составным зеркалом, висящим на левой стороне прихожей. Это зеркало собрано из квадратных кусков стекла и, собственно, зеркал, что придает получаемому отражению более сложный мозаичный характер.
В общем, входя в квартиру, вы попадаете в мир непрерывного превращения и преломления, который символизирует многомерность глубинной симметрии материи, взаимосвязь и взаимопроникновение сущностей мироздания.
Таков замысел. А каков результат судить Вам.
P.S.
1. При проектировании использовалась немецкая версия Arkon 6.0, точнее ее гибрид с 4-ой версией (так как в ней не было текстур, материалов и т.д.). Кроме Эшеровской графики были применены только стандартные элементы.
2. Статическая картинка не очень хорошо проявляет замысел. Лучше всего его обозревать в динамике обхода квартиры (точнее пока только холла-прихожей.
3. Остальные помещения квартиры находятся в стадии проработки, на сегодняшний день не очень вписываются в принятую концепцию, и поэтому внимание на них не акцентируется. Работа над ними еще впереди.
Дмитрий Минаев etc@yandex.ru